Ремонт, наладка, установка, считывание приборов безопасности ОНК- 140, ОНК-160, Hirschmann

Ограничитель нагрузки крана ОНК-140

Назначение
ОНК-140 предназначен для предупреждения опрокидывания и поломки металлоконструкций грузоподъемных кранов различного назначения при подъеме груза, для отображения информации о фактической массе поднимаемого груза, работе в стесненных условиях или в близи ЛЭП.

ОНК-140 выпускаются для следующих типов кранов:
• Самоходные на автомобильном и гусеничном шасси с гидравлической или решетчатой стрелой
• Башенные с балочной стрелой
• Железнодорожные краны
• Краны-трубоукладчики
• Мостовые и козловые краны ОНК-140 для самоходных кранов выдает информацию на жидкокристаллические индикаторы о фактической массе поднимаемого груза, предельной грузоподъемности, степени загрузки крана, величине вылета, высоте подъема оголовка стрелы, угле наклона относительно горизонта, величине продольного и поперечного крена, о скорости ветра.

Возможности системы безопасности ОНК-140
Ограничитель сигнализирует:
• зеленой лампой “Норма” — о нормальном режиме работы грузоподъемного механизма крана;
• желтой (или зеленой) лампой “90 %” и прерывистым звуковым сигналом о том, что подъемный механизм загружен более чем на 90 %.
• красной лампой “Стоп” и звуковым сигналом с блокировкой подъемных и поворотных механизмов — при превышении максимально допустимой массы груза на крюке при данном вылете. В данной ситуации разрешены только операции опускания груза, уменьшение вылета стрелы.

Встроенный в ОНК-140 регистратор технических характеристик (блок телеметрической памяти) обеспечивает запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана, а также о степени нагрузки крана в течение всего срока службы ограничителя.

Ограничитель ОНК-140 комплектуется модулем защиты от опасного напряжения. Его установка обеспечивает своевременное оповещение крановщика о наличии ЛЭП в непосредственной близости от крана и защиту от поражения током. В ограничителе предусмотрено 4 вида координатной защиты: «стена», «потолок», работа в секторе по азимуту («левый», «правый» угол). Установка защиты позволяет производить работы крана в стесненных условиях (под ЛЭП, вблизи и между зданий) без опасения столкновения стрелы крана с препятствием.

По желанию покупателя ограничитель ОНК-140 может измерять текущее значение следующих параметров:
• температура охлаждающей жидкости двигателя подъемной установки;
• температуру и давление масла в двигателе подъемной установки;
• давление масла в любых трех магистралях гидросистемы;

т.е. фактически выполняет и функции контрольно-диагностической системы.

Ограничитель нагрузки крана ОНК-160C

Область применения
Ограничитель нагрузки крана ОНК-160с является системой безопасности, которая, в сочетании с подключаемыми к его дискретным входам в качестве датчиков концевыми выключателями, полностью выполняет все требования Правил ПБ 10-382-00 к приборам безопасности стреловых кранов, осуществляя функции ограничителя рабочих движении, ограничителя грузоподъемности, устройства защиты от приближения к проводам ЛЭП, регистратора параметров, устройства координатной защиты, указателя грузоподъемности, креномера. Встроенный в прибор регистратор параметров крана полностью соответствует РД 10-399-01 и ГД СМА 001-03.

Основные особенности
В отличие от своего предшественника — ограничителя ОНК-140 -прибор ОНК-160с обеспечивает построение гибкой структуры системы безопасности крана. Высокие технические характеристики, возможность перепрограммирования и гибкая система настройки позволяют использовать прибор для оснащения практически любого известного стрелового крана, имея сравнительно небольшой набор исполнений ОНК. Отличия исполнений связаны только с конструктивными особенностями крана и не зависят от его характеристик, что позволяет использовать прибор ОНК-160с определенного исполнения для оснащения большого количества конструктивно близких моделей стреловых кранов.

Помимо исполнений для стреловых кранов различных типов (с телескопическими и решетчатыми стрелами, в т.ч. в башенно-стреловом исполнении, с гидравлическим и электрическим приводом, на автомобильном, пневмоколесном, гусеничном, железнодорожном шасси), освоен выпуск приборов ОНК-160С для оснащения портальных кранов, трубоукладчиков, кранового оборудования дрезин и мотрис.

Возможность работы прибора ОНК-160с с датчиками различных производителей со стандартным токовым сигналом (подключать датчики, уже имеющиеся на кране) облегчает выполнение задачи оснащения кранов зарубежного производства.

Унификация присоединительных размеров блоков и датчиков прибора ОНК-160с с размерами соответствующих составных частей приборов ОНК-140, а также имеющиеся программы эмуляции работы прибора ОНК-160С в режиме ОНК-140, максимально облегчают переоснащение кранов, находящихся в эксплуатации, с учетом возможности загрузки в прибор программного обеспечения для конкретной модели крана не только изготовителем прибора (ООО «АЭМЗ»), но также подготовленными специалистами краностроительных предприятий и предприятий, занимающихся оснащением кранов в эксплуатации.

Перепрограммирование прибора ОНК-160с в эксплуатации производится через USB порт при помощи ПК, подключаемого к БОИ ОНК с помощью стандартного кабеля. Программный код защищен от несанкционированного изменения. Возможность перепрограммирования также позволяет не заменять прибор или какие-либо его составные части при изменении грузовой характеристики крана, например, по результатам технического освидетельствования.

Подключая к базовому исполнению прибора множество различных элементов, поставляемых в качестве опций, можно значительно расширить функциональные возможности прибора. Например, использовать прибор в качестве анемометра, ограничителя предельного груза на кранах, оснащенных люльками, контролировать крен платформы, положение и давление в выносных опорах, параметры силовой установки и гидропривода и т.д.

Встроенный регистратор параметров работы крана содержит энергонезависимые часы реального времени, а объем его памяти позволяет подробно зафиксировать всю оперативную информацию в течение 75 часов непрерывной работы. Предусмотрена возможность увеличения объема памяти оперативной информации до 2000 часов. Причем регистрируется не только работа крана с перегрузкой, но и работа при недопустимых параметрах силовой установки (работа с перегретым двигателем или при пониженном давлении масла), что позволяет выявлять нарушения условий эксплуатации как крановой установки, так и шасси.

Прибор ОНК-160С в комплексе с клапаном снижения скорости КСС, устанавливаемым в гидросистему крана вместо клапанов ГКР, ПКР и т.п., позволяет реализовать функцию плавного снижения скорости поворота и опускания стрелы крана при подходе к границе рабочей зоны даже на кранах, не оснащенных пропорциональной системой управления гидроприводом, повышая таким образом их надежность и безопасность работы.

Накопленный опыт адаптации прибора ОНК-140 ко многим десяткам стреловых кранов различных типов позволил развить математическую модель 1998 года, положенную в основу для разработки программного обеспечения приборов ОНК-140, что дает возможность адаптировать приборы ОНК-160С к кранам с изменяемыми конфигурациями кранового оборудования и режимами работы.

Для настройки ОНК на кране предусмотрено два режима: короткий и углубленный. В большинстве случаев используется режим короткой настройки, обеспечивающий минимальную трудоемкость проведения работ. Для кранов с большими технологическими разбросами параметров предусмотрен режим углубленной настройки, обеспечивающий необходимую точность работы прибора безопасности даже при заметных отклонениях параметров крана от проектных значений.

Конструкция прибора ОНК-160с максимально унифицирована с другими приборами семейства ОНК-160: приборами ОНК-160Б для башенных кранов и ОНК-160М для кранов мостового типа. Максимально унифицированы конструкции как датчиков, так и блоков. Связь составных частей прибора осуществляется также с помощью последовательного CAN интерфейса.

ОНК обеспечивает прием и обработку до двадцати двух (в зависимости от модификации ограничителя) дискретных сигналов напряжением 10 — 30 В постоянного тока от электрооборудования крана, выдачу в систему управления крана до восьми релейных сигналов управления (12/24 В, 1,5 А постоянного тока) механизмами грузоподъемного оборудования, а также непрерывный (во время работы ОНК) контроль и индикацию параметров крана.

В состав минимального комплекта поставки исполнений прибора ОНК-160с для гидравлических кранов, выполняющего функции обеспечения безопасности, входят:
— БОИ — блок отображения информации (со встроенным регистратором параметров — РП);
— ДА — датчик азимута (датчик угла поворота платформы крана);
— ДВ — датчик вылета (с встроенным датчиком угла наклона стрелы маятниковым и датчиком длины стрелы);
— ДДЦ- датчик давления цифровой или ДДА — датчик давления аналоговый 4-20 мА (два датчика для измерения давления в поршневой и штоковой полостях гидроцилиндра подъема стрелы);
— КОС- контроллер оголовка стрелы (с встроенным модулем за щиты от опасного напряжения — МЗОН; функции антенны выполняет корпус блока КОС);
— КПЧ- контроллер поворотной части (с встроенным датчиком крена — ДК).

Присоединительные размеры блоков и датчиков унифицированы с размерами соответствующих составных частей приборов ОНК-140, поэтому доработки существующих конструкций узлов встройки кранов при оснащении приборами ОНК-160с практически не требуется.

Для расширения функциональных возможностей прибора предусмотрена возможность подключения дополнительных элементов, поставляемых отдельно:
— ДДГ — датчика длины гуська;
— ДУГ — датчика угла наклона гуська;
— ДСВ — датчика скорости ветра;
— ДУЦ — датчиков усилия цифровых различных типов;
— КНЧ — контроллера неповоротной части;
— ДО — датчика оборотов;
— ДТ — датчиков температуры;
— ДУ — датчиков уровня;
— ДД — датчиков давления;
— ИК — индикаторов крена;
— СТИ-3 — считывателя телеметрической информации.

Блок отображения информации, устанавливаемый в кабине машиниста крана, компактнее и эргономичнее блока обработки данных прибора ОНК-140. Все управление и настройка прибора осуществляются с помощью клавиатуры мембранного типа. Отображение информации производится на четырехстрочном двадцатиразрядном жидкокристаллическом дисплее. Считывание основной информации из встроенного в БОИ регистратора параметров производится по инфракрасному каналу IrDA через прозрачное окно в лицевой панели без вскрытия каких-либо лючков и крышек. При необходимости считывания полного объема хранимой оперативной информации для ускорения считывания используется порт USB. БОИ — единственный блок ОНК, устанавливаемый в кабине, — подключается к контроллеру поворотной части (КПЧ) одним кабелем с питающими и информационными жилами.

КПЧ содержит встроенный датчик крена платформы крана в двух плоскостях и управляющие реле. К нему подключаются все датчики прибора и концевые выключатели, в частности, хорошо себя зарекомендовавшие в эксплуатации бесконтактные выключатели ВБ2.40. XX.12.1.1, установленные на кране для контроля положения его механизмов и рукояток управления. На основании этих сигналов прибор анализирует степень загрузки крана, положение его механизмов относительно границ рабочих зон, наличие вблизи крана проводов ЛЭП, корректность выбранной конфигурации оборудования и режимов работы и контролирует действия, которые пытается совершить машинист крана. В случае если крановщик пытается совершить недопустимые в данной ситуации операции, прибор блокирует включение этих движений, включает аварийную световую и звуковую сигнализацию, выводит на дисплей информацию о причинах остановки и подсказки по выходу из опасной ситуации.

Прибор не только осуществляет сигнализацию и блокировку в аварийных ситуациях, но и активно помогает предотвратить их возникновение, выдавая на дисплей информацию обо всех необходимых параметрах работы крана, включая предупредительную световую и звуковую сигнализацию, снижая скорость работы механизмов при приближении к ограничениям.

Использование контроллера неповоротной части с подключаемыми к нему датчиками температуры, давления, уровня, частоты вращения позволяет отказаться от установки в кабине машиниста крана иных приборов, кроме БОИ ОНК-160с, для контроля состояния опорного контура, силовой установки и привода.